Положение о дозировке и видах домашнего задания
Утверждаю
Директор школы Сальвассер Л.В.
«02» сентября 2013г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДОЗИРОВКЕ И ВИДАХ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
МБОУ «Сидоренковская средняя общеобразовательная школа»
1.Общие положения
1.1.Настоящее Положение составлено на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г №196, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
1.2.Домашнее задание одна из форм учебной деятельности, направленная на усвоение и запоминание изложенного материала, либо, задание, основанное на самостоятельном усвоении материала, не требующего разъяснения учителя на уроке, а также проверка, которая и позволяет учителю изучить качество усвоения материала, наличие пробелов в знаниях. Домашнее задание - составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний.
1.3.Улучшение содержания и организации домашних заданий является одним из путей совершенствования процесса обучения. Целесообразная система домашних работ – необходимое условие успешного усвоения обучающимися программного материала.
2. Цель и задачи домашнего задания
2.1.Цель домашнего задания: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, средство сближения обучения и самообразования.
2.2.Задачи домашнего задания:
- способствовать овладению обучающимися УУД;
- развивать интерес к самостоятельной учебной деятельности;
- научиться применять знания как в стандартных, так и в новых условиях;
- подготовиться к усвоению нового учебного материала;
- формировать опыт творческой деятельности.
3. Объем домашних заданий
3.1.Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.
3.2.Объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного материала на уроке.
3.3.Норма домашнего задания на письменных предметах не более 1/3 от объема выполняемой работы на уроке.
4. Общие требования к домашнему заданию
4.1.При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:
- задание должно быть тесно связано с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего.
- задание должно быть понятно каждому обучающемуся, т.е. все обучающиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);
- задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения;
- к заданию должен быть соответствующий инструктаж;
- задание должно предопределять его проверку;
- задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий).
- задание не должно быть однообразным и однотипным;
- задания должны включать в себя вопросы, требующие от обучающегося умений
сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п.
4.2. Домашнее задание фиксируется учителем на доске, дается под запись в дневник с проверкой этой записи. Домашнее задание на доске должно полностью соответствовать записи домашнего задания на предметной странице классного журнала.
4.3.Задание, направленное на усвоение материала урока, дается в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, дается сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания обучающихся, дается в начале урока.
4.4.Домашнее задание не задается:
- в первом классе,
- на праздничные, каникулярные и выходные дни, исключение составляют устные предметы и предметы, изучаемые один раз в неделю.
5. Основные виды и типы домашнего задания
5.1.Основными видами домашнего задания являются:
- индивидуальное;
- групповое;
- творческое;
- дифференцированное;
- одно на весь класс.
5.2.Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся отдельным обучающимся класса. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
5.3.При выполнении групповой учебной домашней работы группа обучающихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Домашние задания в этом случае подготавливают обучающихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
5.4.Дифференцированная домашняя работа – работа, рассчитанная на разный уровень подготовки обучающихся. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы обучающихся, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий:
- задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения; при этом деятельность обучающихся носит поисковый характер;
- задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.
5.5.Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, в ходе выполнения которой у обучающихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.
5.6.Творческая домашняя работа, требующая длительной предварительной подготовки.
5.7.Типы домашних заданий в зависимости от основных функций:
- усвоение теоретического материала;
- формирование умений и навыков;
- применение в разных условиях;
- обобщение и систематизация;
- пропедевтические занятия;
- комбинирование.
6. Творческие домашние задания
6.1.Основные цели творческих домашних заданий:
- научить обучающихся пользоваться дополнительной литературой;
- научить выделять главное из общей информации;
- сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию;
- сформировать ораторские навыки;
- воспитывать эстетическую культуру;
- расширить предметную подготовку;
- совершенствовать УУД;
- создавать условия для развития одаренности обучающихся.
6.2.Норма творческих домашних заданий: не чаще 1 раза в месяц.
6.3.Временные рамки выполнения творческого задания: в зависимости от
тематики и сложности выполнение может быть в следующих временных рамках - от недели до месяца.
7. Проверка домашнего задания
7.1.Домашние задания обязательно должны проверяться учителем, поскольку контроль и оценка домашнего задания – вместе с другими факторами учебного процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности обучающегося.
7.2.Формы проверки и оценки домашнего задания
- · Фронтальная проверка: письменный или устный опрос, тестирование, проверка тетрадей домашним заданием.
- · Дифференцированная: использование проверочных заданий разных по характеру и уровню сложности.
- Самопроверка и взаимопроверка: проведение самопроверки и взаимопроверки носит воспитательный характер, повышает ответственность обучающихся, способствует формированию у них адекватной самооценки.
7.3.Отметка за выполнение домашних заданий ставится в соответствии с Положением о форме, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и дидактическими целями урока.
8. Дидактические приемы, повышающие эффективность домашнего задания, способствующие углублению и упрочению знаний обучающихся
8.1.К дидактическим приёмам, повышающим эффективность домашней работы, способствующим углублению и упрочению знаний обучающихся относятся следующие:
- в процессе учебной работы над новым материалом обращать внимание обучающихся на те вопросы, которые будут служить предпосылкой для успешного выполнения домашнего задания;
- не сводить домашнее задание исключительно к репродуктивной (воспроизводящей) деятельности, а включать в него вопросы и положения, требующие от обучающихся размышлений и творческих усилий;
- по возможности дифференцировать домашнее задание, давать задание дополнительные или повышенной трудности для тех, кто обнаруживает способности и стремление к более углублённому изучению предмета;
- давать рекомендации по рациональному подходу к выполнению домашней работы;
- приучать обучающихся к активному воспроизводству изучаемого материала и самоконтролю за качеством его усвоения.
9. Контроль за выполнением Положения
9.1.Контроль за выполнением Положения осуществляет заместитель директора по
УВР ежемесячно при проверке классных журналов. Изучается характер и норма домашнего задания. Результаты проверки отражаются в справке и рассматриваются на совещании при директоре.