Меню

Положение о системе оценок ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сидоренковская средняя общеобразовательная школа»

Ул. Садовая,1, с.Сидоренково, Беловский район, Кемеровская область, 652678, тел. 56-1-30

СОГЛАСОВАНО:

Управляющий  совет

Председатель

 

___________ Е.В. Чеботаева

Протокол  от 02.09.2013 г. № 1

 

Утверждаю:

Директор  муниципального бюджетного общеобразовательного    учреждения  «Сидоренковская средняя общеобразовательная школа»

____________ Л.В. Сальвассер

Приказ от 02.09.2013 г. № 14

 

 

 

 

 

 

 

Положение

об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования

 

 

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол от 29.08. 2013 г. № 1

 

 

1. Общие положения.

1.1.              Положение разработано в соответствии с  Законом РФ   «Об  образовании в  Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.г., на основании Методических рекомендаций по организации промежуточной аттестации  и оценке образовательных результатов обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, разработанным МБОУ «Сидоренковская средняя общеобразовательная школа»

Школа использует балльную (традиционную) систему оценки планируемых результатов в 2-4 классах. Использование балльной (традиционной) системы  оценивания  осуществляется в  соответствии с методическим письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 года  № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

Школа использует безотметочную систему оценивания в 1 классе в соответствии с письмом Минобразования РФ от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»

2. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся

2.1. Промежуточная аттестация – форма контроля, определяющая успешность обучения в течение всего учебного года и подведение итогов за контролируемый период (урок, серия уроков по теме, четверть, год) в виде стартового, текущего, рубежного, годового контроля предметных знаний, умений и навыков обучающихся и  метапредметных результатов.

Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Основной формой оценки метапредметных результатов является интегрированная (комплексная) контрольная работа. Контроль и оценка метапредметных  результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.

Оценка личностных результатов  обучающихся начальной школы  осуществляется только в ходе внешних  мониторинговых процедур или по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей).

 

2.2. Контроль осуществляется через следующие виды промежуточной аттестации:

Таблица 1

 

Вид промежуточной аттестации

Цель

Периодичность

Методы и формы оценки образовательных результатов

Способы

выставления оценки

Стартовая

Предварительная  диагностика знаний, умений и универсальных учебных действий,  связанных с предстоящей деятельностью.

 В начале учебного года, начиная со второго года обучения

Диагностические   работы;

самоанализ и самооценка;

собеседование

Результаты фиксируются в специальной тетради учителя для учета в работе,  включаются  в портфолио. Оценка результатов в классном журнале не фиксируется.

Текущая

Контроль предметных знаний и универсальных учебных действий по результатам урока

Поурочно

Самоанализ  и самооценка;

устная или письменная критериальная оценка;

проекты

Результаты фиксируются с помощью «+», «-», «?»; «зачтено-незачтено».

Письменный анализ в тетрадях обучающихся. Оценка результатов в классном журнале не фиксируется.

Рубежная:

- тематическая;

- четвертная;

- полугодовая

Контроль предметных знаний и метапредметных результатов темы, раздела, курса, четверти

По итогам изучения темы, раздела, курса, четверти

Тематические  проверочные (контрольные) работы;

стандартизированные письменные и устные работы;

проекты;

практические работы;

творческие работы (изложения, сочинения);

диктанты, контрольные списывания;

тесты; интегрированные контрольные работы

(при наличии инструментария)

Оценка выставляется в классный журнал в виде процентов, «зачтено-незачтено».

 

 

 

 

Оценка метапредметных результатов выставляется на специально отведенной странице классного журнала в процентах или в форме «зачтено - незачтено»

Годовая

Комплексная  проверка образовательных результатов, в т.ч. и метапредметных

В конце учебного года

Стандартизированные письменные работы;

интегрированные контрольные работы;

проекты

Оценка выставляется в классный журнал в виде процентов, «зачтено -незачтено».

Оценка метапредметных результатов выставляется на специально отведенной странице классного журнала

 

 

 

2.3. Основными принципами системы оценивания, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются:

-          Критериальность, основанная на сформулированных в ФГОС НОО требованиях к оценке планируемых результатов. Критерии вырабатываются на уроке учителем совместно с учащимися, ими являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия.

-          Уровневый характер оценки, заключающийся в разработке средств контроля с учетом базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов.

-          Суммативность оценки, фиксирующая возможность суммирования результатов.

-          Приоритетность самооценки обучающегося, которая должна предшествовать оценке учителя.

-          Гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных  результатов.

-          Адресное информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о целях, содержании, формах и методах оценки.

 

2.4. Количество тематических, проектных работ и итоговых работ устанавливается по каждому предмету в соответствии с рекомендациями к программам учебно-методического комплекта, по которому работает школа.

2.5. Содержанием промежуточной годовой аттестации являются итоговая комплексная работа.

2.6. Мониторинг  сформированности личностных результатов проводится в мае руководителем учреждения (заместителем директора).

 

Лист оценки образовательных достижений обучающегося 1 класса за первую четверть

 

Критерии:

Образец задания

Самооценка

Оценка учителя

Итоговая

оценка

1. Различать на слух все звуки русского языка.

1. Повтори звук за учителем: [р], [р’]. Это один и тот же звук? Так же с любыми другими звуками [с], [ш]; [ч], [щ]; [и], [й’].

 

 

 

2. Выделять первый и последний звук в слове.

2. Произнеси слово и назови первый (последний) звук: аист, Ира, утка, крот, слон, морс, роза, кран, лыжи.

 

 

3. Выделять (последовательно интонировать) все звуки в слове.

3. Произнеси и послушай слово, назови каждый звук: кот, слон, мама.

 

 

4. Определять количество звуков в слове.

4. Произнеси и послушай слово, назови каждый звук, сосчитай количество звуков: сок, кран, папа.

 

 

5. Находить гласный звук в односложных словах.

5. Произнеси и послушай слово, назови в нём гласные звуки: мал, стол, гуси, Алла, мыло, роза, этаж.

 

 

6. Определять количество слогов в одно-, двух-, трёхсложном слове.

6. Произнеси слово, скандируя, определи количество слогов: мама, сыр, ворона, майка, слон, парта.

 

 

7. Составлять устно 2-3 предложения по тематической иллюстрации.

7. Тема, близкая мировосприятию ребёнка.

 

 

8. Устанавливать последовательность изображений, действий, явлений.

 

8.Можно предложить расположить по порядку следующие иллюстрации: почка-цветок-плод; утро-день

вечер-ночь-утро; зима-весна-лето - осень; сядь правильно – возьми тетрадь – открой - положи наклонно - возьми ручку.

 

 

9. Ориентироваться на странице учебника.

9. Что изображено в верхнем левом углу страницы?

 

 

 

 

Портфолио как способ накопительной оценки личностных результатов

Обобщенная оценка личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований. Для этого используются анкеты, опросники, карта наблюдений, экспертная оценка. Оцениваются ценностные ориентации, мотивы, самооценка,  удовлетворенность учащихся школой. Оценка внешняя и неперсонифицированная.  Результат дается в общем виде – в виде заключений.

Портфолио рассматривается как способ накопительной оценки.

 

В состав портфолио достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:

1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:

по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;

по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по технологии — фото - и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведётся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требованиями Стандарта.

Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений, критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.

 

Портфолио ученика:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

 Портфолио  представляет собой комплект печатных материалов  формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы,  Достижения); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

 Портфолио как инновационный продукт  носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;  повод  для «встречи» школьника, учителя и родителя. 

Преимущества  Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

  • сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
  • содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования;
  • разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы,  Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
  • учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем  использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
  • позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение  информации и размышлять о том, что они узнали.

 

Разделы Портфолио

Страницы раздела «Портрет»

  • Мой портрет (знакомьтесь:  это - я)
  • Место для фото (или автопортрета)

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес_____________________

Моя семья

  • Нарисуй портрет своей семьи
  • Я научусь в этом году (составляется совместно с учителем)

Предмет

Чему научусь

Русский язык

 

Литературное чтение

 

Математика

 

Окружающий мир

 

Физическая культура

 

Изобразительное искусство

 

  • Я и мои друзья

Вопрос

Напиши

 Чем я люблю заниматься?

 

 Какая игрушка у  меня самая любимая?

 

 Сколько у меня друзей и как их зовут?

 

 Какой у меня самый любимый цвет?

 

 Какие поделки я очень хочу научиться  мастерить?

 

Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл»,  в него вкладываются диагностические работы.

Страницы раздела «Мои достижения»

  • Моя лучшая работа
  • Задание, которое мне больше всего понравилось
  • Я прочитал ……. книг.
  • Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
  • Что я теперь умею, чего не умел раньше?
  • Мои цели и планы на следующий учебный год:
  • Чему я еще хочу научиться?
  • Какие книги прочитать?
  • Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
  • Мои проекты
  • Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

счетчик посещений