Программа ФГОС

Загрузка ...

 

Согласована                                                                         Утверждена директором

Начальником Управления образования                           МОУ «Сидоренковская СОШ»

____________ЮФ. Алабашевой                                        _________Н.К. Варенниковой

 

 

Управление образования

Администрация Беловского муниципального района

МОУ " Сидоренковская средняя общеобразовательная школа"

 

 

Программа

по введению федерального государственного

образовательного стандарта

начального общего образования

 

 

Обсуждена

на заседании методического совета

протокол №3 от 23.03.2011г

зам.директора по УВР

______Л.В. Сальвассер

 

 

Сидоренково

2011

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.Введение

 

Программа разработана педагогиче­ским коллективом (зам. директора УВР Сальвассер Л.В., учителями начальных классов Ковыловой Л.П.., Гирфановой А.А.) образовательного учреждения в со­ответствии с требованиями Федерального государственного образова­тельного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Мини­стерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373, с учетом рекомен­даций Примерной программы образовательного учреждения, особен­ностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений УМК «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного основного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элемен­ты научного знания, УУД).

 II. Цели, принципы образовательной программы

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

— становление основ гражданской идентичности и мировоззре­ния обучающихся;

— формирование основ умения учиться и способности к орга­низации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следо­вать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педаго­гом и сверстниками в учебном процессе;

— духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравствен­ных установок, национальных ценностей;

— укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

 Одной из основных целей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Пер­спективная начальная школа», является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его инди­видуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной дея­тельности. Ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

 Целью реализации Образовательной программы является обе­спечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, зна­ний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивиду­альными особенностями его развития и состояния здоровья.

 Реализация в школе мо­дели краеведческого образования предусматривает формирование у младших школьников основ культуросообразного поведения, понимания особенностей региона на основе первичных пред­ставлений о его природе, истории, населении, быте, культу­ре; гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории и культуры, сохранения традиций народов, проживаю­щих в регионе. Приоритетное внимание школы к экологическо­му образованию предполагает формирование общих сведений о природном потенциале региона, путях его рационального ис­пользования и охраны; воспитание основ культуры общения с природой; практическое овладение элементарными умениями и навыками экологически целесообразного поведения в природе. В данном случае в качестве цели можно определить развитие основ экологической культуры младших школьников через восприятие объектов и явлений природы, воспитание потребности обще­ния с природой, привитие навыков целесообразного поведения в природе, норм личной гигиены для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.

 Стандарт направлен на обеспечение принципов (требования) и подходов к формированию Образова­тельной программы:

— равных возможностей получения качественного начального общего образования;

— духовно-нравственного развития и воспитания обучающих­ся, становление их гражданской идентичности;

— преемственности основных образовательных программ;

— сохранения и развития культурного разнообразия и языко­вого наследия многонационального населения Российской Феде­рации, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурами разных народов России;

— единства образовательного пространства Российской Феде­рации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

— демократизации образования, в том числе посредством раз­вития форм государственно-общественного управления, расшире­ния права выбора педагогическими работниками методик обуче­ния и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспи­танников, использования различных форм образовательной дея­тельности обучающихся;

— формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися Образовательной программы, деятельности педа­гогических работников, образовательных учреждений, функцио­нирования системы образования в целом;

— условий для эффективной реализации и освоения обучаю­щимися Образовательной программы, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в осо­бенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях, — одаренных детей и детей с ограниченными возмож­ностями здоровья.

 Основными принципами (требованиями) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» являются:

1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и са­моразвитие каждого ребенка.

2. Принцип целостности образа мира связан с отбором интегри­рованного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность кар­тины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объеди­нить возможности различных предметов с целью формирования представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, информатика, музыка), а также формирования универсальных УУД.

3. Принцип практической направленности предусматривает фор­мирование универсальных учебных действий средствами всех пред­метов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хресто­матия, рабочая тетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и ху­дожественных книг, журналов и газет, других источников инфор­мации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебных группах), в разном качестве (ведущего, ведомого, орга­низатора учебной деятельности); способности работать самостоя­тельно (не в одиночестве и без контроля, а как работа по само­образованию).

4. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, использование разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариа­тивности образования, реализации индивидуальных образователь­ных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой по­мощи со стороны учителя и соучеников, а более подготовленные учащиеся имеют шанс расширить свои знания (по сравнению с базовыми).

5. Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмо­трение частного (конкретное наблюдение) к пониманию обще­го (постижение закономерности) и затем от общего (от усвоен­ной закономерности) к частному (к способу решения конкрет­ной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и труд­ности содержание учебных заданий. Это требование предполагает прежде всего продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу), что приводит к прин­ципиально новой структуре учебников УМК и подачи материа­ла: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобще­ния, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности вы­полняемых УУД.

6. Принцип охраны и укрепления психического и физического здо­ровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Пред­полагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.

Образовательная программа, разработанная образовательным учреждением, предусматривает:

— достижение планируемых результатов освоения Образова­тельной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и ин­дивидуализации обучения и воспитания;

— выявление и развитие способностей обучающихся, включая одаренных детей, через систему клубов, секций, студий и круж­ков, организацию общественно полезной деятельности;

— организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

— участие обучающихся, их родителей, педагогических работ­ников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

— использование в образовательном процессе современных об­разовательных технологий деятельностного типа, и в первую оче­редь личностно-ориентированного развивающего обучения;

— возможность эффективной самостоятельной работы обучаю­щихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи уроч­ной и внеурочной деятельности;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразо­вания внешкольной социальной среды населенного пункта, райо­на, для приобретения опыта реального управления и дей­ствия на основе краеведческой, природоохранной деятельности.

III. Планируемые результаты освоения Образовательной программы.

 Планируемые личностные результаты

Самоопределение:

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

• внутренняя позиция школьника на основе положительного от­ношения к школе;

• принятие образа «хорошего ученика»;

• самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,

установка на здоровый образ жизни;

• экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерас­точительного, здоровьесберегающего поведения;

• гражданская идентичность в форме осознания себя как гражда­нина России, чувство сопричастности и гордости за свою Роди­ну, народ и историю;

• осознание ответственности человека за общее благополучие;

• осознание своей этнической принадлежности;

• социальная компетентность как готовность к решению мораль­ных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование:

• мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-поз­навательная и внешняя);

• самооценка на основе критериев успешности учебной деятель­ности;

• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в един­стве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

• навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

• эстетические потребности, ценности и чувства;

• этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

• гуманистические и демократические ценности многонациональ­ного российского общества.

Таким образом, планируется, что в сфере личностных резуль­татов у выпускников начальной школы, занимающихся по УМК «Перспективная начальная школа», будут сформированы: вну­тренняя позиция; адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на мо­ральные нормы и их выполнение; способность к моральной децентрации.

 

Планируемые метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание:

формулировать и удерживать учебную задачу;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Планирование:

применять установленные правила в планировании способа ре­шения;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• определять последовательность промежуточных целей и соот­ветствующих им действий с учетом конечного результата;

• составлять план и последовательность действий;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Осуществление учебных действий:

• выполнять учебные действия в материализованной, гиперме­дийной, громкоречевой и умственной формах;

• использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование:

предвосхищать результат;

• предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характери­стик;

• предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Контроль и самоконтроль:

• сравнивать способ действия и его результат с заданным этало­ном с целью обнаружения отклонений от эталона;

• различать способ и результат действия;

• использовать установленные правила в контроле способа реше­ния;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

 Коррекция:

вносить необходимые коррективы в действие после его завер­шения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

• адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, ро­дителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

• вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Оценка:

• выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

• устанавливать соответствие полученного результата поставлен­ной цели;

• соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморегуляция:

концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруд­нений и физических препятствий;

• стабилизация эмоционального состояния для решения различ­ных задач;

• активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

В соответствии с логикой организации учебной деятельности представлены следующие группы регулятивных УУД: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, про­гнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, са­морегуляция. Для каждой группы определены соответствующие показатели (характеристики), формирование которых позволит выпускникам начальной школы, занимающихся по УМК «Пер­спективная начальная школа», овладеть типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способ­ность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные:

• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

• использовать общие приемы решения задач;

• применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

• ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

• выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

• осуществлять рефлексию способов и условий действий;

• контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

• ставить, формулировать и решать проблемы;

• самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и пись­менной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

• осуществлять смысловое чтение;

• выбирать вид чтения в зависимости от цели;

• узнавать, называть и определять объекты и явления окружаю­щей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Знаково -символические:

использовать знаково-символические средства, в том числе мо­дели и схемы для решения задач;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать, су­щественные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Информационные:

поиск и выделение необходимой информации из различных ис­точников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

• сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

• обработка информации (определение основной и второстепен­ной информации);

• запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опо­рой на прочитанный текст;

• анализ информации;

• передача информации устным, письменным, цифровым спосо­бами;

• интерпретация информации (структурирование; перевод сплош­ного текста в таблицу, презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ);

• применение и представление информации;

• оценка информации (критическая оценка, оценка достовер­ности).

Логические:

подведение под понятие на основе распознавания объектов, вы­деления существенных признаков;

• подведение под правило;

• анализ, синтез, сравнение, сериация;

• классификация по заданным критериям, установление аналогий;

• установление причинно-следственных связей;

• построение рассуждения, обобщение.

Таким образом, в сфере познавательных УУД выпускники, за­нимающиеся по УМК «Перспективная начальная школа», нау­чатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты; использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая об­щие приемы решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Инициативное сотрудничество:

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

• предлагать помощь и сотрудничество;

• проявлять активность во взаимодействии для решения комму­никативных и познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• определять цели, функции участников, способы взаимодей­ствия;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

формулировать собственное мнение и позицию, задавать во­просы;

• строить понятные для партнера высказывания;

• строить монологичное высказывание;

• вести устный и письменный диалог в соответствии с граммати­ческими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.

Управление коммуникацией:

• определять общую цель и пути ее достижения;

• осуществлять взаимный контроль;

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окру­жающих;

• оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позиция­ми партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• прогнозировать возникновение конфликтов при наличии раз­ных точек зрения;

• разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

• координировать и принимать различные позиции во взаимо­действии.

 

Учебный план

МОУ "Сидоренковская средняя общеобразовательная школа"

на 2011-2012 учебный год (начальная школа, 1класс)

учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

I

Русский язык

5

5

Литературное чтение

4

4

Иностранный язык

Математика

4

4

Окружающий мир

2

2

Музыка

1

1

Изобразительное искусство

1

1

Технология

1

1

Физическая культура

3

3

Всего

21

21

Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

21

21

 

Учебный план

МОУ «Сидоренковская средняя общеобразовательная школа»

на 2011-2012 учебный год (начальная школа, 1класс)

Внеурочная деятельность

Спортивно- оздоровительное

Школа докторов здоровья

2

2

Духовно – нравственное

Уроки нравственности

2

2

Социальное

Радуга (ИЗО)

2

2

Общеинтеллектуальное

Волшебный мир оригами

2

2

Общекультурное

Информатика в играх и задачах

2

2

Итого

 

10

10

 

 

План мероприятий в ОУ по переходу на ФГОС НОО

Последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы

 

мероприятия

сроки

ответственные

Ожидаемый результат

Материальное подтверждение

1. Организационное обеспечение введения ФГОС начального общего образования

Создание рабочей инициативной, творческой группы

Январь 2011г

зам. директора УВР Сальвассер, учителя начальных классов Ковылова Л.П., Гирфанова А.А.

Создание и определение функционала рабочей группы

Приказ о создании группы

Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС НОО в ОУ

Январь 2011г

Творческая группа

Система мероприятий, обеспечивающих внедрение ФГОС НОО

Наличие утверждённого плана

Семинар

«Содержание и технология введения ФГОС НОО»

«Требования к условиям реализации образовательного процесса при введении ФГОС»

Январь 2011г

зам. директора УВР Сальвассер

Усвоение и принятие членами коллектива основных положений ФГОС НОО

Протокол МР

Анализ результатов освоения учебных программ начальной ступени обучения. Определение их соответствия требованиям ФГОС к результатам освоения ООП НОО

февраль 2011

Творческая группа

Определение необходимых изменений в модели образовательной системы ОУ

Создание образовательной программы

Анализ имеющихся в ОУ условий и ресурсного обеспечения реализации образовательных программ НОО в соответствии с требованиями ФГОС

февраль 2011

Творческая группа

Оценка ОУ условий школы с учетом требований ФГОС

Создание образовательной программы

Планирование необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Март 2011г

Директор школы Варенникова Н.К.

План ресурсного обеспечения в ОУ образовательного процесса начальной школы.

Наличие утверждённого плана

Анализ соответствия материально-технической базы реализации ООП НОО действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.

Март 2011г

Директор школы Варенникова Н.К.

Приведение в соответствие материально-технической базы реализации ООП НОО с требованиями ФГОС НОО.

Наличие утверждённого плана

Комплектование библиотеки УМК по всем учебным предметам учебного плана ООП НОО, в соответствии с Федеральным перечнем

 март 2011г

Директор школы Варенникова Н.К

Оснащенность школьной библиотеки необходимыми УМК, учебными и справочными пособиями

комплектование библиотеки выбранными УМК

2.Нормативное обеспечение введения ФГОС начального общего образования

Подготовка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС НОО, доведение нормативных документов до сведения всех заинтересованных лиц

В течение года

Директор школы Варенникова Н.К

Внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующих деятельность школы

Протокол педсовета

Приведение должностных инструкций работников ОУ в соответствие с требованиями ФГОС НОО

Апрель 2011г

Директор школы Варенникова Н.К

 

Наличие должностных инструкций, доведённых до сведения работников

Изучение базисного образовательного плана по переходу на ФГОС НОО

Март 2011гг

зам. директора УВР Сальвассер, учителя начальных классов Ковылова Л.П., Гирфанова А.А.

Знание нормативных требований базисного образовательного плана – основы разработки образовательного плана ОУ

Результаты анкетирования родителей и учащихся

Организация работы по разработке программ внеурочной деятельности с учетом особенностей системы воспитательной работы школы и запросами родителей и учащихся

Май-август 2011

зам. директора УВР Сальвассер, учителя начальных классов Ковылова Л.П., Гирфанова А.А.

Создание программ внеурочной деятельности ОУ

Наличие социального заказа на направления и виды внеурочной деятельности

3.Кадровое и методическое обеспечение перехода на ФГОС

Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений работников ОУ и внесение изменений в план курсовой подготовки ОУ

Анализ выявленных проблем и учет их при организации методического сопровождения.

в теч. года

 

зам. директора УВР Сальвассер

Поэтапная подготовка педагогических кадров к введению ФГОС НОО.

Наличие плана курсовой подготовки по переходу на ФГОС НОО

 

 

Диагностика затруднений

Изучение в педколлективах базовых документов ФГОС

В теч. года

зам. директора УВР Сальвассер

Изучение требований ФГОС к структуре основных образовательных программ, к условиям реализации и результатам освоения программ

Протоколы МР

4. Информационное обеспечение перехода ОУ на ФГОС НОО

Анкетирование

«Готовность педагогов школы к участию в работе информационного пространства учителей начальных классов»

 

В течение года

зам. директора УВР Сальвассер

Создание условий для оперативной ликвидации профессиональных затруднений и организация взаимодействия

Результаты анкетирования

Создание банка полезных ссылок, наличие странички о переходе на ФГОС НОО на школьном сайте

Информирование родителей обучающихся о подготовке к введению ФГОС НОО и результатах их ведения в ОУ через родительские собрания

Раз в полугодие

учителя начальных классов Ковылова Л.П., Гирфанова А.А.

Информирование общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС НОО

Протоколы родительских собраний

 

5. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС НОО

Определение финансовых затрат (объем, направление) на подготовку и переход на ФГОС за счет субвенций по школе

В теч. год

Директор школы Варенникова Н.К.

Снятие риска отсутствия финансовой поддержки мероприятий по переходу на ФГОС НОО

Проект бюджета на 2011г с учетом финансовых затрат на подготовку и переход на ФГОС НОО

6. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО.

Определение необходимого материального и технического оборудования в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Октябрь-декабрь 2010г

Директор школы Варенникова Н.К.

Оформление заказа на материальное и техническое оборудование

Оформленная заявка

Приобретение необходимого материального и технического оборудования в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Апрель-август 2011г

Директор школы Варенникова Н.К.

Создание комфортного школьного пространства

Наличие в ОУ материального и технического оборудования, необходимого для внедрения ФГОС НОО