Программа ФГОС
Согласована Утверждена директором
Начальником Управления образования МОУ «Сидоренковская СОШ»
____________ЮФ. Алабашевой _________Н.К. Варенниковой
Управление образования
Администрация Беловского муниципального района
МОУ " Сидоренковская средняя общеобразовательная школа"
Программа
по введению федерального государственного
образовательного стандарта
начального общего образования
Обсуждена
на заседании методического совета
протокол №3 от 23.03.2011г
зам.директора по УВР
______Л.В. Сальвассер
Сидоренково
2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.Введение
Программа разработана педагогическим коллективом (зам. директора УВР Сальвассер Л.В., учителями начальных классов Ковыловой Л.П.., Гирфановой А.А.) образовательного учреждения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373, с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений УМК «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного основного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД).
II. Цели, принципы образовательной программы
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
— становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
— формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
— духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
— укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Одной из основных целей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Перспективная начальная школа», является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Реализация в школе модели краеведческого образования предусматривает формирование у младших школьников основ культуросообразного поведения, понимания особенностей региона на основе первичных представлений о его природе, истории, населении, быте, культуре; гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории и культуры, сохранения традиций народов, проживающих в регионе. Приоритетное внимание школы к экологическому образованию предполагает формирование общих сведений о природном потенциале региона, путях его рационального использования и охраны; воспитание основ культуры общения с природой; практическое овладение элементарными умениями и навыками экологически целесообразного поведения в природе. В данном случае в качестве цели можно определить развитие основ экологической культуры младших школьников через восприятие объектов и явлений природы, воспитание потребности общения с природой, привитие навыков целесообразного поведения в природе, норм личной гигиены для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
Стандарт направлен на обеспечение принципов (требования) и подходов к формированию Образовательной программы:
— равных возможностей получения качественного начального общего образования;
— духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности;
— преемственности основных образовательных программ;
— сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального населения Российской Федерации, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурами разных народов России;
— единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;
— демократизации образования, в том числе посредством развития форм государственно-общественного управления, расширения права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся;
— формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися Образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
— условий для эффективной реализации и освоения обучающимися Образовательной программы, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях, — одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основными принципами (требованиями) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» являются:
1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка.
2. Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить возможности различных предметов с целью формирования представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, информатика, музыка), а также формирования универсальных УУД.
3. Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебных группах), в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (не в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию).
4. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, использование разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников, а более подготовленные учащиеся имеют шанс расширить свои знания (по сравнению с базовыми).
5. Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от усвоенной закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает прежде всего продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу), что приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД.
6. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.
Образовательная программа, разработанная образовательным учреждением, предусматривает:
— достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
— выявление и развитие способностей обучающихся, включая одаренных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
— организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;
— участие обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;
— использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;
— возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды населенного пункта, района, для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности.
III. Планируемые результаты освоения Образовательной программы.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
• внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
• принятие образа «хорошего ученика»;
• самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,
установка на здоровый образ жизни;
• экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
• осознание ответственности человека за общее благополучие;
• осознание своей этнической принадлежности;
• социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
• мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
• самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
• навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• эстетические потребности, ценности и чувства;
• этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
• гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Таким образом, планируется, что в сфере личностных результатов у выпускников начальной школы, занимающихся по УМК «Перспективная начальная школа», будут сформированы: внутренняя позиция; адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы и их выполнение; способность к моральной децентрации.
Планируемые метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание:
• формулировать и удерживать учебную задачу;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование:
• применять установленные правила в планировании способа решения;
• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
• составлять план и последовательность действий;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Осуществление учебных действий:
• выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
• использовать речь для регуляции своего действия.
Прогнозирование:
• предвосхищать результат;
• предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
• предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Контроль и самоконтроль:
• сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;
• различать способ и результат действия;
• использовать установленные правила в контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Коррекция:
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
• адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
• вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Оценка:
• выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
• устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
• соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция:
• концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
• стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;
• активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
В соответствии с логикой организации учебной деятельности представлены следующие группы регулятивных УУД: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Для каждой группы определены соответствующие показатели (характеристики), формирование которых позволит выпускникам начальной школы, занимающихся по УМК «Перспективная начальная школа», овладеть типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные:
• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
• использовать общие приемы решения задач;
• применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
• ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
• выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
• осуществлять рефлексию способов и условий действий;
• контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
• ставить, формулировать и решать проблемы;
• самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
• осуществлять смысловое чтение;
• выбирать вид чтения в зависимости от цели;
• узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Знаково -символические:
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать, существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Информационные:
• поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
• сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
• обработка информации (определение основной и второстепенной информации);
• запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
• анализ информации;
• передача информации устным, письменным, цифровым способами;
• интерпретация информации (структурирование; перевод сплошного текста в таблицу, презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ);
• применение и представление информации;
• оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Логические:
• подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
• подведение под правило;
• анализ, синтез, сравнение, сериация;
• классификация по заданным критериям, установление аналогий;
• установление причинно-следственных связей;
• построение рассуждения, обобщение.
Таким образом, в сфере познавательных УУД выпускники, занимающиеся по УМК «Перспективная начальная школа», научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты; использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Инициативное сотрудничество:
• ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества:
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие:
• формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
• строить понятные для партнера высказывания;
• строить монологичное высказывание;
• вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.
Управление коммуникацией:
• определять общую цель и пути ее достижения;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
• разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
• координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Учебный план МОУ "Сидоренковская средняя общеобразовательная школа"на 2011-2012 учебный год (начальная школа, 1класс) |
||
учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Всего |
I |
||
Русский язык |
5 |
5 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
Иностранный язык |
– |
– |
Математика |
4 |
4 |
Окружающий мир |
2 |
2 |
Музыка |
1 |
1 |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
Технология |
1 |
1 |
Физическая культура |
3 |
3 |
Всего |
21 |
21 |
Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
21 |
21 |
Учебный план МОУ «Сидоренковская средняя общеобразовательная школа»на 2011-2012 учебный год (начальная школа, 1класс) Внеурочная деятельность |
|||
Спортивно- оздоровительное |
Школа докторов здоровья |
2 |
2 |
Духовно – нравственное |
Уроки нравственности |
2 |
2 |
Социальное |
Радуга (ИЗО) |
2 |
2 |
Общеинтеллектуальное |
Волшебный мир оригами |
2 |
2 |
Общекультурное |
Информатика в играх и задачах |
2 |
2 |
Итого |
|
10 |
10 |
План мероприятий в ОУ по переходу на ФГОС НОО
Последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы
мероприятия |
сроки |
ответственные |
Ожидаемый результат |
Материальное подтверждение |
1. Организационное обеспечение введения ФГОС начального общего образования |
||||
Создание рабочей инициативной, творческой группы |
Январь 2011г |
зам. директора УВР Сальвассер, учителя начальных классов Ковылова Л.П., Гирфанова А.А. |
Создание и определение функционала рабочей группы |
Приказ о создании группы |
Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС НОО в ОУ |
Январь 2011г |
Творческая группа |
Система мероприятий, обеспечивающих внедрение ФГОС НОО |
Наличие утверждённого плана |
Семинар «Содержание и технология введения ФГОС НОО» «Требования к условиям реализации образовательного процесса при введении ФГОС» |
Январь 2011г |
зам. директора УВР Сальвассер |
Усвоение и принятие членами коллектива основных положений ФГОС НОО |
Протокол МР |
Анализ результатов освоения учебных программ начальной ступени обучения. Определение их соответствия требованиям ФГОС к результатам освоения ООП НОО |
февраль 2011 |
Творческая группа |
Определение необходимых изменений в модели образовательной системы ОУ |
Создание образовательной программы |
Анализ имеющихся в ОУ условий и ресурсного обеспечения реализации образовательных программ НОО в соответствии с требованиями ФГОС |
февраль 2011 |
Творческая группа |
Оценка ОУ условий школы с учетом требований ФГОС |
Создание образовательной программы |
Планирование необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО |
Март 2011г |
Директор школы Варенникова Н.К. |
План ресурсного обеспечения в ОУ образовательного процесса начальной школы. |
Наличие утверждённого плана |
Анализ соответствия материально-технической базы реализации ООП НОО действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения. |
Март 2011г |
Директор школы Варенникова Н.К. |
Приведение в соответствие материально-технической базы реализации ООП НОО с требованиями ФГОС НОО. |
Наличие утверждённого плана |
Комплектование библиотеки УМК по всем учебным предметам учебного плана ООП НОО, в соответствии с Федеральным перечнем |
март 2011г |
Директор школы Варенникова Н.К |
Оснащенность школьной библиотеки необходимыми УМК, учебными и справочными пособиями |
комплектование библиотеки выбранными УМК |
2.Нормативное обеспечение введения ФГОС начального общего образования |
||||
Подготовка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС НОО, доведение нормативных документов до сведения всех заинтересованных лиц |
В течение года |
Директор школы Варенникова Н.К |
Внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующих деятельность школы |
Протокол педсовета |
Приведение должностных инструкций работников ОУ в соответствие с требованиями ФГОС НОО |
Апрель 2011г |
Директор школы Варенникова Н.К |
|
Наличие должностных инструкций, доведённых до сведения работников |
Изучение базисного образовательного плана по переходу на ФГОС НОО |
Март 2011гг |
зам. директора УВР Сальвассер, учителя начальных классов Ковылова Л.П., Гирфанова А.А. |
Знание нормативных требований базисного образовательного плана – основы разработки образовательного плана ОУ |
Результаты анкетирования родителей и учащихся |
Организация работы по разработке программ внеурочной деятельности с учетом особенностей системы воспитательной работы школы и запросами родителей и учащихся |
Май-август 2011 |
зам. директора УВР Сальвассер, учителя начальных классов Ковылова Л.П., Гирфанова А.А. |
Создание программ внеурочной деятельности ОУ |
Наличие социального заказа на направления и виды внеурочной деятельности |
3.Кадровое и методическое обеспечение перехода на ФГОС |
||||
Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений работников ОУ и внесение изменений в план курсовой подготовки ОУ Анализ выявленных проблем и учет их при организации методического сопровождения. |
в теч. года
|
зам. директора УВР Сальвассер |
Поэтапная подготовка педагогических кадров к введению ФГОС НОО. |
Наличие плана курсовой подготовки по переходу на ФГОС НОО
Диагностика затруднений |
Изучение в педколлективах базовых документов ФГОС |
В теч. года |
зам. директора УВР Сальвассер |
Изучение требований ФГОС к структуре основных образовательных программ, к условиям реализации и результатам освоения программ |
Протоколы МР |
4. Информационное обеспечение перехода ОУ на ФГОС НОО |
||||
Анкетирование «Готовность педагогов школы к участию в работе информационного пространства учителей начальных классов»
|
В течение года |
зам. директора УВР Сальвассер |
Создание условий для оперативной ликвидации профессиональных затруднений и организация взаимодействия |
Результаты анкетирования Создание банка полезных ссылок, наличие странички о переходе на ФГОС НОО на школьном сайте |
Информирование родителей обучающихся о подготовке к введению ФГОС НОО и результатах их ведения в ОУ через родительские собрания |
Раз в полугодие |
учителя начальных классов Ковылова Л.П., Гирфанова А.А. |
Информирование общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС НОО |
Протоколы родительских собраний
|
5. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС НОО |
||||
Определение финансовых затрат (объем, направление) на подготовку и переход на ФГОС за счет субвенций по школе |
В теч. год |
Директор школы Варенникова Н.К. |
Снятие риска отсутствия финансовой поддержки мероприятий по переходу на ФГОС НОО |
Проект бюджета на 2011г с учетом финансовых затрат на подготовку и переход на ФГОС НОО |
6. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО. |
||||
Определение необходимого материального и технического оборудования в соответствии с требованиями ФГОС НОО |
Октябрь-декабрь 2010г |
Директор школы Варенникова Н.К. |
Оформление заказа на материальное и техническое оборудование |
Оформленная заявка |
Приобретение необходимого материального и технического оборудования в соответствии с требованиями ФГОС НОО |
Апрель-август 2011г |
Директор школы Варенникова Н.К. |
Создание комфортного школьного пространства |
Наличие в ОУ материального и технического оборудования, необходимого для внедрения ФГОС НОО |